Стоимость услуги – 15 000 р.
Настройка велосипеда под посадку – 1 000 р.

Подробности в видеоролике – Настройка вело посадки или bike fit

По всем вопросам звоните мастеру по телефону +7 (925) 064-66-57, Юрий.

guru-fit-system-at-western-bike-works2-large.jpg

Современные методы подбора велосипедной рамы

Система Guru Fit

В этой статье мы расскажем об основных параметрах геометрии велосипедной рамы, о том, как неправильный выбор которых может привести к серьезным проблемам при езде, вплоть до полной невозможности комфортно ездить на велосипеде. А в конце статьи приведем пример, как мы решаем эти проблемы с помощью современных технологий. Для простоты мы выберем классический шоссейный велосипед, хотя, с некоторыми поправками, это справедливо для всех основных видов велосипедных рам.

Современная велосипедная рама имеет около полутора десятков параметров геометрии, которые меняются не только между разными моделями велосипедов, но для разных размеров одной модели. К сожалению, бытует мнение, что почти любой велосипед, можно с помощью комбинации разной длины выноса, подседельного штыря и положения седла в рамках штыря подогнать так, что на нем будет комфортно ездить.

Практика показывает, что не только первая, а иногда и вторая-третья рамы часто покупаются на глаз, выясняется, что «коротковато» или «слишком низкий стакан» и т.п., в итоге человек вкладывается в новую раму, часто еще в одну и так до тех пор, пока не находит свою геометрию, идеально подходящую под композицию тела, стиль езды, особенности физиологии и т.п. А некоторые так и мучаются всю жизнь на неподходящих по размеру велосипедах.

Давайте разберемся в важных для нас параметрах геометрии и в том, что от них зависит!

Основными при выборе размера рамы являются три параметра: ETT, stack и reach:

/upload/medialibrary/ab5/ab5d1dcb8b83e286e0492d4226c45bf2.gif

  • ETT – Effective Top Tube length

    Это – расстояние между центром верхней части рулевого стакана и центром подседельной трубы по горизонтали. Какое-то время ETT было чуть ли не единственным параметром, по которому выбирали рамы. Например: «мне нужна рама с ETT = 540mm»

  • Reach

    В данный момент все чаще используется для оценки геометрии велосипедов, особенно в различных экстремальных дисциплинах. Это значение равно расстоянию по горизонтали между отвесом от центра рулевого стакана и центром кареточного узла.

  • Stack

    Дополнительный к reach параметр рамы, описывающий расстояние между центром каретки и горизонталью, проходящей через верх рулевого стакана.

    По сути, имея значения stack и reach, мы точно описываем положение верха рулевого стакана, а, зная количество колец под выносом, и положение выноса относительно центра каретки.

  • Seat tube length – забудьте о нем!

    Расстояние между центром кареточного узла и верхней частью хомута подседельного штыря. Этот замер плавно уходит в прошлое, так как создает большую путаницу. Современные рамы имеют наклонную верхнюю трубу (слопинг/sloping), часто сложной формы. Из-за этого рамы, фактически имеющие одинаковую геометрию, с точки зрения расположения седла, педалей и руля в пространстве могут иметь очень разный угол верхней трубы. В классической геометрии длина подседельной трубы равна длине верхней трубы. В современных слопинговых рамах она всегда меньше.

Например для Specialized Tarmac ростовки М (54.0) параметры следующие:

 ETT   548mm 
 Seat-Tube length   510mm 

Некоторые рамы, например Giant TCR имеют еще более агрессивный слопинг:

 ETT   555mm 
 Seat-Tube length   500mm 

Для классической геометрии, например Supersix Evo:

 ETT   560mm 
 Seat-Tube length   560mm 

Таким образом, по старой привычке вы можете заказать раму 54-й ростовки у Colnago, например, при росте 177 и, когда она приедет, узнать, что она рассчитана на рост примерно на 6-8см выше, чем у вас, имея ETT около 580мм.

Не выбирайте рамы по этому параметру! И, тем более, не путайте его с ETT!

При выборе ростовки ориентируйтесь на ETT, Stack и Reach!

Высота рулевого стакана, тесно связанная с Reach

К сожалению, очень часто люди переоценивают свои возможности, покупая рамы с агрессивной гоночной посадкой: Pinarello F8, Cannondale SuperSix, Specialized Tarmac и подобные.

Основная проблема для большинства любителей – недостаточная гибкость, а, значит, невозможность сесть на велосипед так, как это задумано для профессиональных гонщиков в Про-туре.

В 90% случаев любитель, чтобы хоть как-то сесть на такой велосипед, будет вынужден ставить множество колес под вынос и/или поворачивать вынос вверх. Смотрится это, мягко говоря, не очень!

Чаще всего, людям с недостаточной гибкостью лучше подойдут велосипеды серии Endurance, имеющие менее агрессивную геометрию, а заодно и более мягкие перья для более комфортной езды. Классический пример такой рамы – Specialized Roubaix. Кстати, именно она – рекордсмен по количеству побед на сложнейшей однодневной гонке – Paris Roubaix, которую по совместительству называют «Северный Ад»

Кроме того, важны еще два параметра.

  • Колесная база велосипеда

    Самый простой параметр: по сути это расстояние между осями колес. Если вкратце, то удлинение базы приводит к более стабильной езде по прямой, увеличению радиуса поворота. Укорочение базы делает велосипед более «вертлявым», маневренным, менее стабильным на спусках.

    Часто профессиональные гонщики выбирают раму чуть меньшего размера как раз, чтобы получить более короткую базу и большую маневренность.

    База велосипеда сильно зависит от размера рамы: у одной и той же модели L-ка всегда будет длиннее М-ки. Но у разных производителей могут быть перекосы: L-ка одной модели может быть короче М-ки другой..

  • Длина выноса и его угол – не связаны напрямую с рамой, но задают посадку

    От длины выноса в первую очередь зависит управляемость велосипеда. Слишком короткий вынос делает велосипед слишком юрким, остро реагируюшим на рулежку, более длинный – наоборот.

    Кроме того, слишком длинный или слишком короткий вынос может быть банально недоступен. Впрочем, если вы – Андрей Кашечкин, то за деньги казахского бюджета для вас сделают хоть 200мм вынос 🙂

    /upload/medialibrary/477/477acc71a290a317c48526f6346dc5b6.jpg

Чем чревата покупка слишком большой рамы

  • Короткий вынос

    Вам с большой вероятностью придется покупать очень короткий вынос, длиной 60-80мм.

    Это не очень удобно, как с точки зрения управляемости велосипеда, так и простых вещей типа размещения на выноса электронных устройств типа велокомпьютера или GPS.

  • Высокий standover

    Проблема на первый взгляд смешная, но при серьезном промахе, особенно с рамой классической геометрии может серьезно подпортить жизнь.

  • Слишком большая колесная база

    Как уже написано выше, слишком «длинный» велосипед хоть и устойчив на прямых, имеет больший радиус поворота и меньшую маневренность по сравнению с более «коротким» велосипедом и для многих это – существенный недостаток.

  • Слишком высокий рулевой стакан

    (у всех производителей высота рулевого стакана увеличивается с увеличением размера)

    Проблема, обратная описанной ранее: имея слишком высокий рулевой стакан, вы можете столкнуться с тем, что не сможете опустить руль ниже определенной отметки. При достаточной гибкости и желании ездить в агрессивной посадке вам придется искать вынос с углом существенно больше 6 градусов.

А вот – еще один сложный случай!

Вот так, к примеру, выглядит рама с очень высоким рулевым стаканом, но чуть меньшей, чем нужно было бы по классике длины, а, значит, длинным выносом:

WhatsApp-Image-2017-03-02-at-18.08.07.jpeg

Кстати, именно по этой причине для профессионалов часто делают рамы специальной индивидуальной геометрии: с более низким, чем у серийных рам рулевым стаканом.

Чем чревата покупка слишком маленькой рамы?

Обычно, считается, что лучше взять раму чуть меньше, чем чуть больше. Однако, тут ждут следующие риски:

  • Слишком низкий рулевой стакан:

    Как было уже сказано, гоночные рамы сами по себе имеют очень низкий рулевой стакан для агрессивной спортивной посадки, которая мало подходит любителям, особенно недавно пришедшим в велоспорт.

    Покупка рамы меньшего чем нужно размера только усугубляет проблему. Высота седла относительно каретки не меняется, при этом, уменьшается, высота рулевого стакана, с ней – stack, а, значит, и перепад между высотой руля и седла.

  • Неправильное распределение веса на слишком маленькой раме:

    Если вы берете раму на размер меньше, чем вам нужно, вы, как правило, получаете более длинный вынос и более короткую базу велосипеда, чем стоило бы при ваших габаритах.

    При этом, ваш центр тяжести смешается вперед относительно осей колес, что приводит к неправильной развесовке при вхождении в повороты (перегруженное переднее колесо). Из-за того, что центр тяжести и точка опоры рук смещается вперед по отношению к переднему колесу (точке опоры при торможении), вы уменьшаете тормозное усилие, которое можете прикладывать к переднему тормозу без риска уйти через руль.

  • Слишком короткая рама, а значит, слишком длинный вынос:

    Кроме того, на слишком маленькой, раме, будет слишком малый ETT. В итоге вам придется компенсировать это более длинным выносом. Конечно, можно менять длину выноса в достаточно широком диапазоне, но для шоссе наиболее удобными с точки зрения управляемости являются выносы с длиной в диапазоне 110-120мм. Промах на один размер рамы в меньшую сторону может приводить к необходимости установки очень длинного выноса, например длиной 150мм, а это уже -существенный компромисс с управляемостью, жесткостью и доступностью выносов на рынке.

  • Слишком короткая колесная база

    Может приводит к Shoe Overlap или, попросту, ситуации, когда передняя покрышка цепляет носок туфли в некоторых положениях. Важно понимать, что в микроскопических размерах рам (типа XS) этот эффект почти неизбежен, но в среднем диапазоне размеров рамы промах по размеру в меньшую сторону может привести к этому неприятному, хоть и не критичному эффекту.

И это только – самые очевидные проблемы, которые лежат на поверхности!

Надеемся, дочитав до этого места, вы пришли к пониманию того, что точное попадание по геометрии велосипеда – залог комфортной и безопасной езды на нем.

Есть два принципиально разных способа подобрать идеально подходящий велосипед. Первый заключается в покупке приблизительно подходящей вам по размеру рамы и дальнейшая подгонка под себя различными методами bike-fit, коих на сегодня развелось уже около 10-ка. С определенной высокой вероятностью вы сможете получить необходимое положение седла и руля относительно каретки велосипеда, но при этом можете столкнуться со всеми проблемами описанными выше.

Второй способ заключается в подборе оптимально подходящей конкретному велосипедисту геометрии велосипеда, для начала абстрактного и последующей подборки модели, наиболее точно подходящей под искомую геометрию.

Именно по такому алгоритму работает система Guru. Для подбора оптимальной посадки используется не имеющийся велосипед, а регулируемый стенд, на котором все контактные точки движутся в очень широком диапазоне, при этом, любые изменения можно делать, не прекращая педалирование. Полное описание процесса подбора посадки Guru Fit выходит за рамки этой статьи. Некоторое представление о нем дает этот видеоролик, озвученный на русском языке.

Для нас сейчас важно лишь то, что в результате процедуры мы имеем трехмерную модель велосипеда, идеально подходящую конкретному велосипедисту.

Мы имеем на выходе положение всех контактных точек: расстояние от центра каретки до верха седла, оффсет кончика седла относительно центра каретки, reach и drop руля относительно кончика седла, ширину руля.

sw-step1-big.png

Но основная магия начинается где-то с этого места: имея все эти параметры и базу данных тысяч моделей велосипедов разных производителей, мы можем из нескольких моделей выбрать ту, которая лучше других подходит по геометрии, а после этого из всех доступных размеров этой модели подобрать оптимально подходящую и сделать это виртуально, до покупки велосипеда, т.е. не рискуя собственными деньгами!

sw-step5-big.png

Итогом всех этих махинаций является конкретная рекомендация к покупке велосипеда конкретной модели, которая по-русски звучала бы примерно так:

«Оптимально тебе подойдет Cannondale Caad8 с рамой 54-го размера. Вынос длиной 100мм, и углом 6 градусов, повернутый вниз, 25мм спейсеров под вынос, подседел с оффсетом -25мм, оффсет кончика седла относительно каретки -65мм»

Все. С этими данными вы просто идете и покупаете велосипед, просите механика настроить его под вас по имеющимся меркам и получаете удовольствие от катания на велосипеде, идеально, подходящем вам по геометрии.

fit-report.png

Таким образом, система Guru Bike Fit не только позволяет подогнать имеющийся велосипед под свою антропометрию, но и, что более важно, позволяет за считанные секунды, не выходя из помещения, где вы проводите замеры, перебрать любое количество моделей велосипедов, точно моделируя их геометрию еще до покупки. Выбирая в меню, скажем, Tarmac размера 56см с выносом длиной 100мм и одним спейсером под выносом, вы уже через пару секунд получите точную (с точки зрения расположения контактных точек – руля, седла и педалей) модель велосипеда, которую планируете купить и поймете, подходит ли она вам, не прекращая вращать педали. Потратив какое-то время, вы можете, перебрав несколько вариантов наиболее подходящих вам, идти в магазин за велосипедом, который будет гарантированно иметь нужный вам размер.

Благодаря системе Guru Fit вы не только защитите себя от покупки неподходящей вам рамы, но и сэкономите множество часов собственного времени, которое вы могли бы провести, катаясь по магазинам и подбирая велосипед, который возможно вам подходит. А возможно и нет.

На сегодня единственная в России bike fit станция Guru Fit расположена в студии SERPANTIN на территории велотрека «Крылатское», по будням с 7 до 21 и по выходным с 9 до 18 !

Мы ждем вас в нашей студии, где вы сможете не только подобрать велосипед оптимальной геометрии, но и заказать его, получить консультации специалистов как по техническим вопросам, так и помощь в планировании тренировочного процесса и непосредственно тренировкам в нашей студии.